Виды искусственной монополии



Виды искусственной монополии

Монополия: сущность, виды (естественная, искусственная, легальная, государственная)


Издержки измерения. Блага обладают самыми различными свойствами, приносящими полезность их обладателю, но при этом существует труднасть с определением их качества.

Допустим, вы собираетесь купить шубу. Прежде, чем совершить покупку, вы должны убедиться в качестве выделки меха, прочности окраски и т.

п. Придирчивый покупатель будет мять шубу в руках, встряхивать, пытаться выдернуть ворс и даже понюхать, пытаясь определить качество выделки. Издержки измерения в данном случае затрудняют покупку для того, кто не обладает знаниями товароведа. Задачу минимизации издержек измерения в значительной мере выполняет торговая марка («брэнд») известной фирмы, но и в этом случае есть опасность подделки.

Издержки измерения связаны и с необходимостью затрат на измерительную аппаратуру (контрольные весы, персональные калькуляторы и даже дозиметры, с которыми граждане, опасающиеся радиоактивного заражения, предпочитают покупать овощи и фрукты).

Естественная, искусственная, легальная монополии

Выделяют следующие основные виды монополий:

  1. • естественную;
  2. • легальную.
  3. • искусственную;

Естественная монополия возникает и существует, прежде всего:

  1. • в отраслях и сферах деятельности, которые основываются на монополии невоспроизводимых естественных факторов (производство, переработка, транспортировка газа, нефти и т.д.);
  2. • структурах, которые образуют единую в масштабе национальной экономики инфраструктуру, выступающую в форме сосудистой системы этого организма — железнодорожный транспорт, связь и т.д.

В России действие Федерального закона от 17 августа 1995 г.

№ 147-ФЗ «О естественных монополиях» (ред.

от 5 октября 2015 г.) распространяется на строго определенные сферы деятельности:

  1. • транспортировку газа по трубопроводам;
  2. • транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

Искусственная монополия

С понятием монополизации в тех или иных сферах экономики, пожалуй, хоть раз в жизни сталкивался каждый из нас. Мы знаем, что практически в каждом государстве существует антимонопольный орган, призванный без устали отслеживать экономические тенденции к появлению на рынке предприятий-монополистов. Слышали мы также и о том, что естественная и искусственная монополии являются предметом изучения учеными-экономистами.

В целом, у большинства из нас закрепилось в достаточной мере стойкое отношение к теме монополизации чего бы то ни было как к негативному явлению. Так что же такое монополия – естественная и искусственная, и с чем ее «едят»?

Признаки монополизации Монопольный рынок с точки зрения экономической теории характеризуется следующими особенностями: наличие в пределах одной отрасли единственного производителя какого-либо товара или услуги; продукция предприятия-монополиста обладает уникальными свойствами, не имея близких по сути аналогов и заменителей; присутствие барьеров (искусственного или естественного характера), не позволяющих новым производителям выйти на рынок; определение стоимости продукции и объемов ее выпуска только одним производителем.

Искусственные монополии

Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

  1. д) «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.
  2. а) создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;
  3. г) применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);
  4. б) ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистические объединения) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
  5. в) создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;

образуют ряд конкретных форм.

Простейшие формы — картели и синдикаты. Есть несколько причин существования монополии.

Первая причина: «естественная монополия».

Отличительные черты административной, естественной и искусственной монополий.

Характеристика российских естественных монополий и меры государственного регулирования в отношении их.

особенности спроса и предложения факторов производства: 1. Спрос на землю, труд и капитал является про­изводным от потребительского спроса на товар или услугу, которые создаются с помощью этих факторов. Чем нужнее данный товар и чем большее количество требуется для удовлетворения потребностей, тем больше будет спрос на ресурсы, из которых этот товар производится, и наоборот.

2. Факторы производства являются взаимозаменяемыми, т.е, вместо одного фактора в определенной пропорции можно использовать другие.

Взаимозаменяемость факторов ведет к тому, что при изме­нении цены на один товар изменится при прочих равных усло­виях спрос на другие. 3. Все факторы производства являются взаимодополняемыми, т.е. один фактор предполагает использование других. Значит, размер спроса на каждый фактор зависит не только от уровня цен на него, но и от уровня цен на другие ресурсы.

Таким образом, спрос на ресурсы

Искусственные монополии примеры в россии

/ / Синдикат — это объединение ряда предприятий, изготовляющих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняются за участниками объединения, а готовая продукция сбывается как общее достояние через созданную для этого контору.Картель— это объединение нескольких предприятий одной отраслевой промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами продают на рынке, договариваясь о квоте — доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределением рынков и др.Искусственная монополия второго вида возникает в силу предоставления только одному предприятию патентов и разрешений на производство какой-либо продукции. Это может касаться различного рода изобретений, ноу-хау или ограниченного доступа к определенному ресурсу.

Монополия естественная и искусственная

Рис. 5.8. Основные виды монополий По происхождению выделяют два главных вида монополии: естественную и искусственную (рис.

5.8). Естественная монополия возникает и существует закономерно, по объективным условиям. Например, в [отраслях (автомобильная, газовая, алюминиевая), где экономически оправдано крупномасштабное производство, обеспечивающее большую эффективность, низкие затраты, а значит, и возможность покупать продукцию по болееінизким ценам. Или там, Где целесообразнее иметь единый !хозяйственный [комплекс (городской метрополитен, водоснабжение, связь), поскольку разделение этих комплексов на отдельные конкурирующие предприятия привело|бы к неоправданному дублированию капитальных сооружений иростузатрат.Наконец,монополияестественна при добыче редких ископаемых, производстве редких сортов чая, винограда, в сфере оригинальных художественных промыслов и т.п.

Антимонопольное регулирование (5)

2. Лившица. Опираясь на анализ современной мировой экономической теории и практики, Лившиц считает правомерным выделить, по меньше мере , 6 основных разновидностей данного явления:1) монополизм, вырастающий из конкуренции, базирующийся на концентрации производства и капитала;2) технологические (или естественные) монополии и олигополии, характерные для коммунальных служб, а также отрасли металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта и т.д.;3) монополизм, вызываемый дифференциацией производимой однотипной продукции;4) монополизм предприятий, лидирующих в тех или иных направлениях современного НТП;5) естественные государственные монополии

Что такое монополия

5 июня 2020 Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Виды монополий Поскольку монополизм в XX веке предстал как явление весьма обширное по структуре и содержанию, то сложилось уже несколько подходов к его классификации. Из отечественных классификаций наиболее известной является классификация типом монополизма в экономике А.

Монополия – это экономическая ситуация на рынке, когда всю отрасль контролирует единственный производитель (или продавец). Производство и торговля товаров или предоставление услуг принадлежит одной фирме, которую также называют монополией или монополистом. У субъекта нет конкурентов, вследствие этого компания обладает определенной властью и может диктовать условия покупателям.
Слово «монополия» зародилось в Древней Греции и в переводе обозначает «один продаю».

Определение монополии подразумевает существование ниши бизнеса, где доминирует один производитель, который регулирует количество товара и его цены. В чистом виде компании-монополисты встречаются очень редко. Это связано с тем, что практически для любого товара или услуги можно найти заменитель.

Например, естественной монополией является метрополитен.